События

Конкурировать, выжить. Автоматизм, универсальность…

Блог Елены Алфёровой: Баскетбол глазами эмигранта

Предлагаю Вашему вниманию изложение беседы с Алексеем Васильевым – первый тренер Андрея Кириленко – и его взгляд на то почему американские баскетболисты впереди планеты всей в плане физических кондиций.



Хочу обратить внимание, что аргументы приведены в порядке значимости по убыванию.


1. Естественный отбор и конкуренция. Система отбора выстроена так, что для того чтобы пробиться в высшую касту нужно быть сначала лучшим в школьной команде, затем в команде района, города, округа, штата. При этом надо понимать, что школьный баскетбол и его преподавание в американских школах совсем не одно и то же, что в Российских школах. Спортивных школ (аналогов ДЮСШ) в США не существует. С их ролью справляются школы образовательные, в которых учащиеся вольны определяться со специализацией. И учитель в такой школе вовсе даже не учитель, а вполне себе грамотный тренер.


2. Способ выжить и получить образование. Пройдя «сито» школьного баскетбола наиболее одаренные стремятся получить грант, дающий возможность продолжить обучение в университете и играть за университетскую команду. Университет – фабрика доводки и шлифовки спортивного мастерства. Учеба с 6 утра, а вечером 4-х часовая тренировка.


3. Автоматизм. Тренировочный процесс построен так, чтобы игроки научились читать ситуацию на площадке на уровне рефлексов. Например, если играется пик-н-ролл, то нападающий научен видеть, как противодействует защитник: если заслон обходится понизу – это сигнал, что нужно бросать, потому как лучше ситуация уже не будет!!! Европеец же, чаще всего, не станет бросать, будет стремиться «улучшить» ситуацию и в 9 случаях из 10 этого не произойдет. Скорее наоборот. Защита успеет подстроиться, а время и (вот оно!!!) энергия будут бесполезно потрачены. После того как ситуация прочитана, реализация ее – дело техники. А отличительной чертой техники владения мячом является скорость, т.е. скоростная техника (дриблинг, передача, бросок).


4. Универсальность. Под этим подразумевается, что многие спортсмены-баскетболисты сильны в других дисциплинах, потому как в детстве «пробовали» себя в разных видах спорта (бейсбол, футбол и т.п.). Нет у них такой однобокости, которая присутствует у наших юношей и девушек.


Вот, если коротко, о чем рассказал мне Алексей в нашей короткой беседе. Если, что напутала, не обижайся Леша. При встрече поправишь.


В заключение вот какой вопрос к читателям. Сможет ли «Школьная лига» в России стать толчком к развитию детского баскетбола, является ли она тем самым пресловутым «ситом» или у нее другие цели?



Ссылки по теме:


Комментарии

vyv214 Октября 2010, 10:59:53
В заключение вот какой вопрос к читателям. Сможет ли «Школьная лига» в России стать толчком к развитию детского баскетбола, является ли она тем самым пресловутым «ситом» или у нее другие цели?
На мой взгляд, по тем играм, которые видел в Закамске (Кировский р-он г. Перми), ШБЛ уже послужило толчком на развитие баскетбола.
Наличие соревнований и стабильное их финансирование из городского бюджета, привело хотя бы к тому, что в некоторых школах (если правильно понимаю, то не во всех), появились детские команды, купили форму, мячи (!!!!), учители физкультуры начинают хотя бы минимальную подготовку детей.
Наверное, вопрос можно переформулировать по другому? Первоначальный результат получен, что дальше?

Про "сито".
В Закамске есть замечательный пример, правда, в легкой атлетике.
Поступил один паренек в техникум, поучаствовал в легкоатлетических ССУЗовских соревнованиях на стадионе Прикамье, на его необычную технику бега обратил внимание тренер, далее паренек потренировался (фактически только подкачался) два года в спортсекции финансируемой из бюджета, и вот вам готовый Олимпийский призер Максим Дылдин в паре с получением тренером звания Заслуженного тренера России (не помню ФИО).

На ШБЛ.
Есть примеры, когда некоторые игры выигрывались... практически одним игроком. Например, Сергеем Черновым. Или (что я видел) Борзуновым Евгением. Так это те, кто уже занимается в спортивных секциях или учатся в ДЮСШах.
Если у ребенка есть талант, то его разглядеть возможно только при наличии у ребенка хотя бы базовой техники. А откуда она возьмется, когда у физруков (учителей) нет ни образования, ни навыков проведения тренировок?
Другой аспект, если ситом ШБЛ будет найдет "самородок" то дальше что? Фактически занятия баскетболом это для детей богатых родителей: или ребенка надо возить на а/м на занятия в другой район, или оплачивать выезды, форму и т.д. через "родительский фонд".

На мой взгляд, чтобы ШБЛ дало следующий "скачек" в развитии баскетбола, возможно сделать следующее:
1) Проводить обучающие семинары для учителей физкультуры (или, хотя бы, подготовить какие-то учебные материалы, диски);
2) "Продвинуть" в школы ставки баскетбольных тренеров, например, студентов физвоза (есть такой положительный опыт у "Спорт-Прикамья");
3) Может как нибудь премировать тренеров за победы в ШБЛ?
4) В лицензирование школ как общеобразовательных учреждений включить аспекты связанные со спортом (примерно, как это сделано у ВУЗов, с обязательными для них Спорт. клубами);
5) Регламент ШБЛ "сблизить" с регламентом МБА. Хотя бы в той части, чтобы в каждой четверти играли разные пятерки. На мой взгляд, тогда затруднены будут победы за счет одного ребенка из спорт. секции (надо будет хотя бы двух).

12.10.2010

«Урал-Грейт» (Пермь) vs «Реал» (Мадрид)