События

Пермскому баскетболу нужен стадион и спонсор

Для возвращения в Пермь большого баскетбола нужны стадион и спонсор, всё остальное есть, – считает Виталий Вьюгов, генеральный менеджер БК «Урал-Грейт».



– Виталий Юрьевич, в Перми продолжает витать идея возрождения профессионального баскетбольного клуба. Вы в силу занимаемой должности хорошо разбираетесь в этом вопросе. Расскажите, какие проблемы встанут перед теми, кто будет возвращать большой баскетбол в Пермь?

– Любой клуб, выступающий в любой лиге чемпионата России, в первую очередь столкнётся в Перми с отсутствием игрового зала и учебно-тренировочной базы.


– Это означает дополнительные расходы на аренду?

– Это означает либо аренду, либо строительство. Последнее не было осуществлено даже при самых удачливых менеджерах «Урал-Грейта». Мне кажется, это было одним из основных моментов, давших Мутко право назвать «Урал-Грейт» клубом-однодневкой. То есть не вопрос чемпионства, не вопрос зрительской поддержки, а то, что никто из создателей клуба, никто из продолжателей не создал серьёзный фундамент – материально-техническую базу.


– А вы сами прорабатывали варианты строительства собственного стадиона?

– Идея не нова. Не знаю, как работали над этим команды Кущенко, Ляха, Антоновой. Я знаю, что волейбольный «Уралсвязьфинорм» строил универсальный зал на три тысячи мест. Они сделали чуть ли не 50 процентов работ. Плоды их труда можно посмотреть воочию на «Энергии», они ещё не все заросли бурьяном.


– Ходили слухи, что президент «Урал-Грейта» Андрей Агишев был не прочь выкупить этот строящийся стадион.

– Этот вариант был. Был вариант строительства универсального игрового зала на базе «Спартака», в котором можно было бы проводить игры по гандболу, волейболу, баскетболу, мини-футболу, устраивать концерты. Последняя идея была (я даже видел нарисованные на бумаге макеты) – строительство комплекса на базе «Юности России», бывшие «Трудовые резервы». Но решить строить стадион – это не значит начать строительство. Встаёт вопрос поиска инвесторов, которых нужно убедить в том, что это финансово выгодный проект.


– А это может быть выгодно?

– Я глубоко эту проблему не изучал с точки зрения бизнес-планирования, не готов сказать, сколько будет стоить строительство и когда окупятся затраты. В общем, первая проблема – отсутствие зала для игр в чемпионате и тренировок. Если быть буквоедом, то даже Суперлигу «Б» проводить в Перми негде, кроме как в «Молоте».


– То есть «Молот», будучи монополистом, может запрашивать за аренду любые цены?

– Дело даже не в этом. Достаточно затратна сама подготовка к баскетбольному матчу на хоккейной арене. На аренду «Молота» и подготовку к играм у клуба уходило 10-15 процентов бюджета. Подготовка и аренда СК «Прикамье» обойдётся, естественно, дешевле, но «Прикамье» – это точно не Суперлига «А», это с большой натяжкой Суперлига «Б» в плане количества зрительских мест. Ну и самое основное – всё это находится в частной собственности, и любому, кто займется организацией профессионального баскетбольного клуба, при составлении сметы эти расходы надо будет учитывать, как-то платить за игры и тренировки основой команды, за игры и тренировки детско-юношеских и молодежных составов, если речь идет о Суперлиге А» и «Б», за тренировки команд-гостей.



– ДЮБЛ и молодежный фарм-клуб в высших лигах есть?

– ДЮБЛ предполагается на уровне Суперлиги «А» и «Б», фарм-клуб только на уровне Суперлиги «А». По высшим лигам ничего сказать не могу, так как регламент их чемпионата не смотрел. В любом случае где-то должен бегать, прыгать, тренироваться резерв – детские и юношеские команды. Если, конечно, клуб думает о подготовке своих воспитанников.


Второе, с чем столкнётся в Перми руководитель профессионального баскетбольного клуба, это не материальная сторона, а область психологии. Любой баскетбольный клуб, создаваемый в Перми, вольно или невольно всей нашей амбициозной общественностью будет сравниваться с «Урал-Грейтом» его лучших чемпионских лет. Любой будет вынужден оглядываться на это при принятии тех или иных решений. Пойдёт клуб играть в «Прикамье», реакция: ууу-у-у, «Прикамье», был же «Молот». Решит задействовать недорогую группу поддержки, реакция: ууу-у-у, раньше шоу было лучше. Так же будут восприниматься попытки поставить недорогой звук, свет, ведения матча. Вы сами видели, как это делают в других городах. Там не парятся, не заморачиваются ни звуком, ни светом. Выносят две колонки на треногах, одна влево, другая вправо, и всё. В Перми же работу любых энтузиастов, занятых возрождением профессионального баскетбола, всегда будут оценивать по самыми высокими стандартами, заданными «Урал-Грейтом».


– Если зашёл разговор о восприятии команды. На новый клуб не перейдёт негативный имидж «Урал-Грейта»? Мол, опять что-то разворовали, не заплатили, приняли неверное решение.

– Нет. Даже если это снова будет «Урал-Грейт». Ребёнка надо любить таким, какой он есть. В том, что он такой, есть вклад каждого из нас. Но всё прощается, если есть результат и хорошая игра. При этом слабый уровень игры и невысокий результат в следующем сезоне сказывались только на уровне продажи сезонных абонементов. В таком случае болельщики меньше авансировали команду. Но если команда начинала играть успешно, падение продаж сезонных абонементов компенсировалось продажами билетов. Это можно рассматривать как показатель интереса к команде, хотя с точки зрения бюджета уровня Суперлиги «А» доход с продажи абонементов и билетов не принципиален.


– В Перми есть спонсоры и люди, готовые вкладывать деньги в баскетбольную команду?

– Давайте исходить из того, что человек, который возьмётся за клуб, должен изначально представлять, сколько ему нужно денег и где он их возьмёт. Если в этом вопросе нет понимания, не стоит даже начинать. Положение со спонсорами в Перми такое же, как во всей России. Все крупные, якорные, титульные спонсоры в России – это спонсоры радиоуправляемые. Безусловно, с ними нужно работать. Но спонсорскими деньгами можно закрыть какие-то технические, незначительные нужды клуба. Вспомните, сколько радости было по поводу спонсорского контракта ЦСКА с банком на сумму в 1 миллион евро. Вспомните оценки – колоссальная удача, грандиозный прорыв, результат титанического труда менеджмента, пример для подражания. Сколько был бюджет ЦСКА в прошлом сезоне? Можно сказать, где-то 30 миллионов евро? То есть это соглашение закрыло примерно 3 процента бюджета клуба. И за это логотип спонсора сразу вывесили на грудь – на игровые майки. Для меня это значит, что более дорогих контрактов у них нет. Остальные деньги по мелочи, по копеечке набрали? А ведь это ЦСКА – чемпион России и Евролиги.


– А как же Прохоров?

– Получается, что главному спонсору команды непринципиально быть или не быть титульным спонсором. То есть для него не важны мотивы, являющиеся основными для спонсоров и рекламодателей? Логически рассуждая, могу прийти к выводу, что ему непринципиально, куда, в какой спорт вкладывать деньги.


Создатель профессиональной команды в Перми должен понимать, что спонсорские поступления будут лишь незначительной добавкой к бюджету клуба. Думаю, что так обстоят дела не только в России, но и на севере Европы. Это эмоциональные южане могут покупать акции ФК «Барселона», решая вопрос выделения денег на покупку игроков путём эмиссии акций. Чем севернее, тем люди спокойнее относятся к спорту.


– В Перми можно набрать игроков для профессиональной команды?

– Смотря о какой лиге идет речь.


– Если придётся начинать с высших лиг?

– Давайте исходить из того, что было в «Урал-Грейте» на лето 2009 года. Были игроки, которые на протяжении семи последних лет регулярно входили в восьмёрку сильнейших команд первенства ДЮБЛ, а однажды вошли в тройку сильнейших. Фарм-клуб занимал в 2007 году второе место в Высшей лиге «Б», в 2008 году – второе место в Высшей лиге «А», в 2009 году – четвёртое место в чемпионате молодёжных команд клубов Суперлиги. То есть были игроки, готовые при небольшом усилении решать задачу по выходу в Суперлигу «Б». Если эти игроки сейчас находятся в Перми, то собрать боеспособный состав – не проблема.


– Офисный персонал?

– Здесь проблем нет. За 15 лет клуб подготовил столько квалифицированных менеджеров, что наблюдается их излишек. Хватит на три-четыре клуба. Пример – уличный баскетбол. В иных городах проблема найти организаторов, у три команды организаторов готовы параллельно провести турниры по уличному баскетболу любых масштабов. То же самое – с организацией и обеспечением проведения в Перми игр чемпионата России.


– Президент РФБ Сергей Чернов неоднократно выказывал недовольство долговыми обязательствами «Урал-Грейта». Этот негатив может перейти на новую команду?

– Нет. РФБ чётко следует своим уставным задачам, заинтересована в развитии баскетбола. Это предсказуемая организация, которая действует в рамках регламента чемпионата. Мы не раз ощущали это на себе.


– Каким, на ваш взгляд, должен быть бюджет команды?

– Если речь не идёт об «Урал-Грейте»? Для клуба Суперлиги «Б», чтобы достойно выступить и иметь шансы на повышение в классе, нужно на сезон 60-90 млн. рублей. В высшей лиге «А» хватит примерно 15-20 млн. Это не минималка, такого бюджета хватит укомплектовать команду, одеть и накормить её, организовать сборы.


– Какую часть бюджета клуба занимает заработная плата игроков?

– В Суперлиге «А» больше половины. Чем ниже лига, тем ниже этот процент.


Александр Нечаев


Ссылки по теме:


На нашем форуме babol.perm.ru организовано обсуждение баскетбольного чемпионата российской Суперлиги, где зарегистрированные пользователи могут поделиться своим мнением, увидеть неопубликованные фотоработы и обсудить интересующие вопросы.

Добро пожаловать на баскетбол!

basketball.perm.ru

25.11.2009

«Урал-Грейт» (Пермь) vs «Реал» (Мадрид)