События

Концепция развития студенческого баскетбола в России.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Российский (в недавнем прошлом — советский) спорт высоких достижений традиционно ориентирован на «промышленный» способ подготовки спортсменов экстра-класса, основанный на раннем отборе одаренных людей и развитие в них  специальных качеств в условиях специализированных учебно-тренировочных учреждениях (спортивных школах, интернатах).

Такой подход имеет серьезные преимущества, однако не свободен и от серьезных недостатков, заставляющих всерьез задуматься о необходимости использования, наряду с привычной, также и альтернативной идеологии развития спорта.

Эти недостатки происходят из неизбежного атрибута «промышленного» способа — резкого разделения среды подготовки спортсмена высокого уровня и среды общесоциальной и проявляются, по крайней мере, в следующем:

  1. Определенная часть молодых людей, по тем или иным причинам не попавших в поле зрения скаутов на ранневозрастном этапе, в дальнейшем практически лишена возможности реализовать себя в спорте высоких достижений, хотя в случае создания необходимых условий для занятий спортом эти люди могли бы проявить свои таланты.
  2. На рубеже перехода из юношеской (юниорской) возрастной категории во взрослый спорт последний лишается огромного количества талантливых атлетов, готовых к дальнейшей самореализации, по причине их столкновения с реалиями взрослой жизни: необходимостью приобретать профессию, зарабатывать на жизнь, устраивать семейную сферу, пр., вынужденных выбирать в пользу названных ценностей, поскольку имеющиеся условия реализации спортивной активности не позволяют им далее совмещение усилий.
  3. Пребывание в замкнутой спортивной кор-поративной среде замедляет либо порой вовсе исключает приобретение спортсменами навыков существования в общесоциальной среде, развивает в них патерналистские настроения, в результате чего после окончания спортивной карьеры значительное количество молодых, великолепно тренированных и психологически подготовленных людей не в состоянии найти адекватного их способностям места в жизни, либо социальная адаптация занимает неоправданно долгое время и сопряжена с неоправданными трудностями и переживаниями.
  4. Отрыв молодых людей, готовящихся реализовать себя в спорте высоких достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-профессионалов на  этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для «простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно занимающихся спортом молодых людей.

Нетрудно заметить, что развитие студенческого спорта способно если не полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать.

Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, позволяет:

  1. выявлять спортивные таланты на более поздних возрастных стадиях либо развивать до соответствующего профессиональному уровень подготовки спортсмена-любителя, не сумевшего к 17-18 годам укрепиться в профессиональных командах (в перспективе система подготовки спортсменов-студентов может быть приближена к американской модели ежегодного драфта лучших выпускников профессиональными командами);
  2. продлевать как минимум на 5-6 лет спортивную карьеру молодых людей, стремящихся совмещать ее с  приобретением образования, профессии, социальных навыков;
  3. безболезненно социально адаптировать спортсменов высокого уровня, прошедших этап студенческого спорта, после окончания их профессиональной спортивной карьеры;
  4. повышать популярность спорта и здорового образа жизни за счет постоянного пребывания спортсменов-студентов в общей среде.

Безусловно, для решения названных задач студенческий спорт должен:

  1. обладать развитой материальной и кадровой (в первую очередь — тренерско-преподавательской базой);
  2. оптимизировать совмещение серьезных занятий спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки, качественных условий для проживания и питания;
  3. иметь правильно организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого общественного события локального, а на определенном этапе — и общероссийского уровня;
  4. основываться на безусловном приоритете принципов fair play, справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.

В настоящее время отечественные ВУЗы весьма далеки от способности обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это не означает невозможности начала движения к такому образцу. На первом этапе необходимо решить две важнейшие задачи: оптимизировать соревновательную практику и  укрепить материально-кадровую базу студенческого спорта.

Оптимизация соревновательной практики предполагает, как минимум, следующее:

  1. В качестве основополагающего принципа соревнований студентов необходимо использовать запрет выступлений в календарных студенческих соревнованиях на любых их этапах профессиональных спортсменов, обучающихся или  числящихся в ВУЗах (для сохранения заинтересованности учебных заведений в создании комфортных условий для  обучения спортсменов-профессионалов может быть рассмотрен вариант проведения внекалендарного соревнования с  участием последних — например, Суперкубка Ассоциации студенческого баскетбола).
  2. В целях экономичности проведения соревнований и последовательной реализации спортивного принципа отбора лучших команд первенство Ассоциации целесообразно проводить в три этапа:
    1 этап (сентябрь — февраль) региональный отбор (на уровне республики, края, области) внутри дивизионов, территориально соответствующих федеральным округам;
    2 этап (март-апрель) — окружной отбор (финальные соревнования по туровой системе без разъездов);
    3 этап (май) — финальные соревнования сильнейших команд по туровой системе без разъездов.
  3. На этапе адаптации к новой системе проведения соревнований целесообразно определение квот на представительство в финальной стадии для федеральных округов с учетом количества ВУЗов, регулярно выставлявших команды для участия в первенстве СБЛ в последние годы, и спортивных результатов. Спортивную формулу отбора для участия в финальной стадии на этом этапе целесообразно определять на уровне федерального округа.
  4. Спортивный сезон ассоциации должен учитывать пики учебной нагрузки, но при этом быть оптимально растянут на протяжении всего учебного года, с тем чтобы претендовать на постоянное внимание и интерес со стороны университетской корпорации. Его кульминациями должны стать Фестиваль студенческого баскетбола в начале сезона (конец августа — начало сентября), финалы окружных дивизионов и Финал первенства ассоциации.
  5. Вершиной и логическим завершением студенческого баскетбольного календаря должно быть участие российских команд в финальных стартах Всемирной Универсиады. Подготовка сборных для Универсиады должна осуществляться по  специальному плану, обеспечиваться квалифицированным тренерским, медицинским и менеджерским штатом.

Оптимизация материально-кадровой базы должна предполагать следующее:

  1. Сертификация условий, в которых проводятся соревнования в ВУЗах; определение и утверждение Советом Ассоциации минимального и обязательного набора критериев для допуска к участию в соревнованиях Ассоциации и  поэтапное приближение к соответствию этим критериям все большего количества ВУЗов;
  2. Закупка Ассоциацией стандартных наборов оборудования и снаряжения для развития студенческого баскетбола (модульные щиты и кольца, мячи, спортивная форма).
  3. Определение ВУЗами с учетом их возможностей оптимального объема участия в финансировании развития студенческого баскетбола. В качестве приоритетов на данном этапе должны стать:
    а) оборудование спортивных залов;
    b) приобретение спортивной формы и снаряжения;
    с) обеспечение переездов команд;
    d) содействие спортивному росту членов университетских команд за счет предоставления индивидуальных графиков подготовки, позволяющих получать качественное образование и обеспечивающих эффективный контроль результатов обучения; снижения размеров платы за обучение или предоставление целевых стипендий; при этом категорически исключаются любые варианты профессионализации студенческого спорта;
    е) материальная поддержка работы квалифицированных тренеров;
    f) создание комфортных условий для проживания, питания, самостоятельных занятий спортсменов;
    h) внесение ежегодных взносов за членство в АСБ. В основу развития материально-кадровой базы студенческого баскетбола должен быть положен принцип партнерского соучастия ВУЗов и АСБ. В качестве варианта может быть рассмотрено подписание помимо соглашений о членстве в АСБ и участии в соревнованиях под ее эгидой специальных соглашений о сотрудничестве АСБ с отдельными ВУЗами из числасформи-рованного пула.
  4. Проведение в ВУЗах с участием высококвалифицированных специалистов по специальному плану-календарю выездных семинаров-треннингов, мастер-классов, спортивных лагерей, ознакомительных поездок в рамках межВУЗовских контактов, конференций тренеров и спортивных менеджеров.
  5. Выезды лучших команд, определенных по спортивному принципу, за счет АСБ, а также иных коллективов за счет ВУЗов при организующей роли АСБ за рубеж (Литва, Греция, США) для участия в товарищеских и выставочных играх, спортивных лагерях, семинарах-треннингах.

Таким образом, реализация собственно спортивной составляющей проекта призвана и способна обеспечить:

  1. дополнительные ресурсы для пополнения спорта высоких достижений атлетами, «дозревшими» до профессионального уровня в студенческом спорте;
  2. расширение охвата студенческой молодежи систематическими занятиями спортом — как в специализированных секциях, так и, благодаря популяризации здорового образа жизни, в секциях фитнеса, общефизической подготовки.

КОРПОРАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Помимо спортивной составляющей перспективности проекта «Развитие студенческого баскетбола в России» существует мощная и гораздо более важная социальная составляющая, в пользу чего могут быть предложены следующие соображения.

  1. Массовый, в частности, студенческий спорт является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения ее в адекватном социальном тонусе. Понимание этого особенно важно сейчас. С одной стороны, страна во многом пережила последствия шокового периода тотальной физической и нравственной деградации; социально адаптированная часть населения оказалась в известной степени пресыщена потреблением суррогатов удовольствий и эмоциональных симуляторов; становится модным и престижным быть не только богатым и успешным, но и физически развитым, адекватным, порядочным и предсказуемым человеком; корпоративная модель мышления и поведения в этой среде населения начинает преобладать над анархистско-нигилистической. Отмеченные процессы касаются и молодежи, в первую очередь — наиболее «продвинутой» ее части — студенческой. Развитие студенческого спорта способно подхватить и дополнительно стимулировать этот в высшей степени благоприятный для  государства и для нации тренд.

    Баскетбол как яркий и «модный» вид спорта, в большей степени, чем другие игровые виды позволяющий сочетать коллективизм и демонстрацию личных качеств, сочетающийся с целым пластом современных популярных молодежных субкультур может смело претендовать на роль «пилотного» вида спорта, развитие которого повлечет за собой рост интереса к здоровому образу жизни в целом.

  2. С другой стороны, последствия провала в физическом и идеологическом воспитании, экономического и социального кризисов продолжают оставаться слишком существенными и очевидными. Они проявляются как в продолжающейся маргинализации части молодежной среды, так и в широком распространении потребительско-иждивенческих настроений в сегменте социально адаптированной молодежи. Достоянием современного российского общества по-прежнему (и с течением времени — в постоянно обновляющихся формах и аспектах) остаются широко распространенная бытовая и  корыстная преступность, алкоголизация и наркомания, дисгармоничное сексуальное поведение, грубость, нетерпимость, агрессия и экстремизм по отношению к окружающим. Крайне негативным общественным фактором сегодня является уход огромных масс населения в виртуальное Интернет-пространство, сопровождающееся пассивностью в реальной жизни. К сожалению, и этот набор современных негативных социальных явлений характерен для молодежной среды; весьма сильно страдают от него и ВУЗы, даже самые благополучные и престижные. Систематические занятия спортом, корпоративная поддержка студенческих коллективов способны становиться серьезной альтернативой асоциальному и  социально апатичному поведению в молодежной среде; той альтернативой, без которой невозможна более или менее эффективная деятельность государства по минимизации вредных общественных явлений и процессов.
  3. Период пребывания молодого человека в ВУЗе — фактически последний промежуток времени, в течение которого его можно если не воспитать, то по крайней мере сориентировать на определенные жизненные ценности. Именно в это время во многом формируются будущая этика социального поведения молодого человека, методы достижения жизненных целей, круг друзей, представления о нематериальных благах, заслуживающих сохранения внимания в  течение всей жизни. Если мы рассматриваем корпоративную модель поведения, предполагающую не унифицированные, но общие жизненные ценности, патриотизм, порядочность, прозрачность и предсказуемость поведения, уважение к понятию общего блага и коллектива, в качестве желательной и приоритетной для современного российского общества, то  должны согласиться и с тем, что студенческая среда является тем стартовым полигоном, на котором все  перечисленные качества формируются в основном на всю жизнь. С самого начала существования европейских университетов корпоративный дух, корпоративное братство стали их непременными атрибутами. В США корпорации университетов, колледжей и даже средних школ наряду со скаутскими, иными общественными и  приходскими протестантскими организациями давно стали выполнять роль социальных фильтров, прохождение которых в  более или менее типовом унифицированном варианте свидетельствует обществу об адекватности гражданина, его  приверженности общегражданским ценностям. Даже если отказаться от такого понимания роли студенческой корпорации, корпоративный стиль поведения, безусловно, является благоприятной средой для развития и реализации профессиональных качеств человека и исполнения им его общественной миссии, важной предпосылкой для будущей успешной социализации человека, свидетельствующей в пользу престижа оконченного им ВУЗа. Студенческий спорт издавна выступает одним из  наиболее важных элементов корпоративного воспитания; не случайно и традиционное для западных ВУЗов культивирование «университетских» видов спорта — академической гребли, баскетбола, хоккея, — наилучшим образом развивающих коллективизм и чувство товарищества, а также способных привлекать широкий интерес и активную коллективную поддержку всей корпорацией. Несмотря на то, что формат деятельности ДСО «Буревестник» серьезно отличался от западных образцов, опыт развития студенческого спорта в СССР свидетельствует примерно о тех же трендах. Сегодня именно баскетбол — зрелищный и динамичный вид спорта, успевший завоевать популярность практически повсеместно в России, и одновременно — традиционный «университетский» вид в западном понимании, — позволяет развивать корпоративный стиль поведения в ВУЗах России в сочетании лучших отечественных традиций и зарубежного опыта.
  4. В качестве важного тренда современного общественного развития в России, свидетельствующего о его верной направленности, следует назвать повсеместное повышение интереса к локальному сегменту общественной жизни и  информационного пространства. Людям становится все более интересно знать о том, что происходит не в мировых столицах, а вокруг них самих и с ними самими, а стремление к знанию быстро переходит к стремлению к  собственному действию (примером проявления этого тренда служит современное состояние глобальной сети «Интернет», все больший сегмент которого создается сегодня самими пользователями. Эта тенденция также может и должна быть использована для дальнейшего развития российского общества как направляющая социальную активность в позитивное русло, возрождающая традицию локального патриотизма — основы патриотизма общегосударственного (в данном аспекте не заслуживает пренебрежения опыт США,  где всеобщая и безоговорочная поддержка деревенской (школьной, университетской, национальной) команды служит основой массового патриотизма, проявляемого во всех отношениях. Поддержка университетской баскетбольной команды, содействие успеху коллектива в той или иной форме могут быть удачным выражением интереса молодого человека к  локальной среде его существования, направлять такой интерес в более широкое русло — в сферу истории, культуры, традиций и т.д. 

Таким образом, в корпоративном аспекте развитие студенческого баскетбола способно активно содействовать вытеснению из студенческой среды негативных асоциальных явлений, укреплению в молодых людях корпоративного духа, организованности, чувства ответственности за результат, общественной толерантности и  патриотизма.

Приобретение таких качеств выпускниками ВУЗов не замедлит сказаться на их востребованности работодателями и, соответственно, на конкурентоспособности учебного заведения. Невозможно преувеличить значение этого процесса для общего состояния социальной среды, благополучия и стабильности государства и общества.

С учетом предложенных замечаний, а также не пренебрегая основными особенностями современной молодежной культуры, корпоративная составляющая проекта должна предусматривать следующие элементы:

  1. Обязательное сопровождение собственно спортивной составляющей PR-программой, направленной на всемерное повышение интереса в молодежной среде к процессам, происходящим в студенческом баскетболе. Позиционирование реализации программ АСБ в качестве актуального, модного, серьезно продуманного и «раскрученного» проекта; активное использование символики (эмблемы, слогана, цветов, гимна АСБ). 
  2. Качественное информационное сопровождение соревновательной и вообще спортивной составляющих проекта; детальное освещение соревнований как серьезного и заслуживающего всеобщего внимания события с использованием возможностей Интернетресурсов, университетских, региональных и федеральных спортивных СМИ; привлечение внимания федеральных спортивных каналов к кульминационным событиям студенческого сезона (на первых порах — инициирование ажиотажа вокруг финальных игр студенческой лиги в подражание «мартовскому безумию»). Для решения данной задачи целесообразно заключение партнерских соглашений с несколькими электронными и печатными СМИ. 
  3. Создание и поддержание на должном уровне за счет периодических публикаций в электронных и печатных СМИ (в том числе федерального уровня, таких как журнал «Планета баскетбол») героического ореола вокруг членов университетских команд, защищающих честь ВУЗа, региона, федерального округа; лучших игроков по номинациям, в особенности — членов команд-победителей и сборных России. Наибольшее внимание к  участникам соревнований АСБ должно быть сосредоточено на локальном уровне ВУЗа, региона, федерального округа.
  4. Демонстрация постоянного внимания к проекту со стороны спортивных топ-менеджеров, профессиональных клубов и  спортсменов, выдающихся ветеранов спорта. Это внимание должно быть обеспечено регулярными мастер-классами для  спортсменов-студентов с участием ветеранов и действующих лучших игроков, заметным для ВУЗов скаутингом, демонстрацией прямой зависимости между спортивными результатами и уровнем выступлений (на первых порах такой скаутинг может быть обеспечен деятельностью спортивного директора АСБ, а также новым подходом к комплектованию студенческих сборных России); выставочными играми; уважительными и заинтересованными комментариями событий, происходящих в студенческом баскетболе, исходящими от известных спортсменов и специалистов.
  5. Использование ярких, современных, технологичных, востребованных молодежной средой инструментов популяризации студенческого баскетбола: Интернет-сайты университетских команд и АСБ; виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; поддержка обсуждения событий в сфере студенческого баскетбола в блогах и на форумах; синхронизированные с календарем соревнований компьютерные игры и викторины, флэш-мобы, студенческие вечеринки, конкурсы; пр. Весьма желательно вовлечение в процесс популяризации студенческого баскетбола «локомотивов» — популярных в молодежной среде представителей шоу-бизнеса, профессионального спорта, бизнеса, в оправданном объеме — политиков. Как вариант может быть рассмотрено привлечение для участия в осуществлении PR-программы АСБ  на постоянной основе кого-либо из узнаваемых в молодежной среде артистов в качестве шоумена проекта.
  6. Включение в PR-программу АСБ элементов рекламных кампаний сетевых производителей товаров, работ и услуг, ориентированных на молодежную аудиторию.

На первом этапе реализации проекта целесообразно включение в обязательства участников соревнований, проходящих под эгидой АСБ, организационного и ресурсного содействия Интернет-сайтов университетских команд; закрепление за командами PR-менеджеров и пресс-секретарей из числа студентов-волонтеров; ориентирование администрациями ВУЗов студенческих досуговых мероприятий на популяризацию АСБ; обеспечение регулярного выхода в свет посвященного проекту вкладыша в журнал «Планета баскетбол»; достижение договоренности с каналом «Спорт» и несколькими федеральными СМИ об информационном освещении наиболее важных событий в студенческом баскетболе.

Активность ВУЗОВ в развитии студенческого баскетбола на текущем этапе способна основываться, вероятно, только на их спортивных традициях, предпочтениях ответственных за принятие управленческих решений руководителей, а также PR-поддержке со стороны АСБ, Минобрнауки и Администрации Президента РФ. 

Однако с учетом современных трендов в развитии молодежной культуры и общества в целом не вызывает каких-либо сомнений то обстоятельство, что в самое ближайшее время наличие в распоряжении ВУЗа развитой материальной базы и инфраструктуры для занятий спортом, сформировавшейся корпоративной среды, предоставляющей лидерам адекватные возможности для самореализации, станет одним из факторов, определяющих наряду с качеством предоставляемых образовательных услуг, бытовыми условиями и безопасностью пребывания выбор абитуриента и его родителей, формирующих престиж и традиции ВУЗа, как это давно происходит во всем мире.

С учетом важности спортивной составляющей образовательного и воспитательного процессов представляется также неизбежной перспективой включение Минобрнауки в перечень необходимых условий деятельности ВУЗов, учитываемых при их периодической аттестации, наличия развитой в соответствии с нормативно определенным стандартом спортивной инфраструктуры и способности ВУЗа обеспечивать студентов нормативно определенным еженедельным количеством часов бесплатного доступа к спортивным объектам и инфраструктуре.

Представляется принципиально важным нормативное разрешение расходования бюджетных средств, выделяемых ВУЗам по  смете, на развитие и содержание спортивной инфраструктуры (для предотвращения скрытого содержания за счет этих средств профессиональных спортивных клубов и команд может быть введено более или менее казуистичное категорирование целевых позиций для расходования бюджетных средств). В этой связи раннее определение развития студенческого спорта в качестве приоритетного направления деятельности ВУЗа, безусловно, способно сформировать предпочтительные позиции и конкурентные преимущества ВУЗа на рынке образовательных услуг, без которых ВУЗам будет не обойтись в самом близком будущем.

С учетом проблемного современного состояния студенческого спорта и  с тем, чтобы не разрушить радикальными шагами хотя бы это состояние, представляется целесообразным активное изучение ситуации, сложившейся сегодня в студенческом баскетболе, с ее комфортной для участников процесса корректировкой под основные положения предлагаемой концепции в течение адаптационного периода продолжительностью 1-2 года.

В этот период должен быть осуществлен переход на оптимальную соревновательную модель, сформирован пул из 30-40 ВУЗов, развивающих студенческий баскетбол на современном уровне, стабилизированы источники финансирования деятельности АСБ, апробированы основные инструменты PR-поддержки, созданы необходимые предпосылки для системного развития студенческого баскетбола, осуществлен цикл подготовки команд, участвующих во Всемирной Универсиаде.

В течение указанного периода целесообразно осторожное отношение к ломке сложившейся в ВУЗах практике содержания команд и проведения соревнований (за исключением элементов этой практики, противоречащих идеологии настоящей концепции); укрепление партнерских отношений с ВУЗами, информационными и ресурсными спонсорами.

По итогам адаптационного периода предстоит на более долгий период определиться с моделью и календарем соревнований, проводимых под эгидой АСБ, принципами формирования и моделью подготовки сборных команд, решить вопрос о целесообразности разделения участников соревнований на высшие и низшие лиги, об охвате соревнованиями АСБ системы профессиональных учебных заведений, о целесообразности повышения доли унификации и нормативного регулирования процессов содержания университетских команд, их участия в соревнованиях, соотношения спортивной и учебной нагрузки, тренерской деятельности в ВУЗах, введения дополнительных ограничений для членства в  студенческих командах. На данном этапе любые иные ограничения, кроме невозможности участия в соревнованиях АСБ  спортсменов-профессионалов, включая ограничения по предельной продолжительности выступлений за университетскую команду, обучение только по дневной форме обучения, представляются нежелательными.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ по реализации настоящей концепции.

Ключевыми событиями первого года существования АСБ должны стать:

  1. разработка, подписание и презентация в августе-сентябре 2007 г рамочных соглашений Ассоциации с —
    а) Российской федерацией баскетбола;
    b) Спортивным студенческим союзом;
    с) ВУЗами — членами Ассоциации;
  2. разработка модели и календаря соревнований, проводимых под эгидой АСБ; 
  3. разработка PR-концепции АСБ. В эти же сроки необходимо завершить формирование менеджмента центрального офиса АСБ и приступить к созданию ее офисов в федеральных округах (как минимум по одному в округе).
    В течение первого года деятельности АСБ предполагается начать создание базовых центров развития студенческого баскетбола (в перспективе — как минимум по одному в каждом федеральном округе); в пилотном варианте — в г. Пермь на базе школы С.А.Белова.
    Важным шагом должно стать формирование пула ВУЗов, уже сегодня обладающих более или  менее комфортные условия для тренировок и соревнований, а также готовых развивать и улучшать эти условия в  ближайшее время, в качестве базы для пилотной реализации наиболее сложных положений концепции, а в перспективе в возможном варианте — для формирования высшей лиги АСБ. 

С учетом значительного позитивного опыта развития студенческого спорта, накопленного американской образовательной моделью, представляется целесообразным системное ознакомление с организацией и практикой деятельности NCAA, в  особенности в аспектах организации:

  1. подготовки спортсменов-студентов и обеспечения условий для совмещения занятий спортом и полноценного обучения в ВУЗе;
  2. PR-составляющей соревновательного процесса и существования студенческих спортивных команд в целом;
  3. благотворительного финансирования студенческого спорта.

РЕСУРСНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БАСКЕТБОЛА.

  1. Бюджет АСБ, формирующийся из членских взносов и целевых поступлений;
  2. Финансирование отдельных мероприятий (подготовка сборных команд и их участие в международных соревнованиях; обеспечение отдельных элементов соревновательной практики и PR-концепции) за счет бюджета РФБ; 
  3. Фонд поддержки студенческого баскетбола — некоммерческая организация, консолидирующая участие основных спонсоров АСБ, а также реализующая модель эндаунмент-фонда;
  4. ВУЗы — члены АСБ, — за счет средств, выделяемых по смете, и привлеченных из внебюджетных источников, — на направлениях деятельности, охарактеризованных выше;
  5. Общественные организации, позиционирующие себя как социальные партнеры государственной и муниципальной власти в формировании здорового гражданского общества (в частности, одним из учредителей Фонда поддержки студенческого баскетбола и спонсором целевых программ АСБ выступил Центр социально-консервативной политики всероссийской политической партии «Единая Россия»);
  6. Отдельные корпорации, позиционирующие себя в качестве социально ответственного бизнеса — на отдельных, наиболее близких их корпоративной политике и не противоречащих идеологии АСБ направлениях. В качестве варианта может быть предложено учреждение специализированных стипендиальных фондов, поощряющих по итогам учебного года и спортивного сезона стипендией на следующий учебный год студентов, совмещающих активные занятия спортом (критерий отбора для номинирования — участие не менее чем в 50 % календарных игр за сборную ВУЗа в течение последнего сезона) с хорошим освоением учебного курса (критерий отбора для номинирования — как минимум хорошие отметки в течение экзаменационных сессий последнего учебного года) и прошедших специальный тест на знание основных положений изученных в течение учебного года предметов, истории и культуры России, истории отечественного спорта, правил игры и т.п.; 
  7. Сетевые компании, реализующие товары, работы и услуги для населения со значительным сегментом, ориентированным на молодежную аудиторию (в частности, операторы мобильной сотовой связи, Интернет-провайдеры, продавцы спортивной и  молодежной одежды, продуктов питания (за исключением пива, алкогольной и табачной продукции), которые могут быть заинтересованы в развитии студенческого баскетбола не в качестве представителей социально ответственного бизнеса, а в качестве рекламодателей на вполне оправданной коммерческой основе с учетом перспектив реализации PR-концепции АСБ; 
  8. На первых порах — состоятельные профессиональные клубы, а в перспективе — все потенциальные участники драфтовых процедур (включая клубы суперлиги Б) в формате:
    а) фиксированных ежегодных отчислений в бюджет АСБ; 
    b) участия в организации семинаров-треннингов, спортивных лагерей, мастер-классов, конференций, выставочных матчей.

Представляемый вариант концепции развития студенческого баскетбола является рабочей версией, нуждающейся в  оптимизации и корректировке. В то же время разработчики концепции выражают уверенность, что реализация даже рабочего варианта в неполном его объеме способна серьезно улучшить существующее положение дел в студенческом баскетболе и приглашают к активному сотрудничеству высшие учебные заведения России, бизнес-структуры, общественные организации и всех заинтересованных лиц. 

Президент Ассоциации Студенческого Баскетбола
Коновалов А.В.

20.09.2007

«Урал-Грейт» (Пермь) vs «Реал» (Мадрид)