События

Учить, а не натаскивать. Урок на всю жизнь

Блог Елены Алфёровой: Баскетбол глазами эмигранта

…Учебный план ВШТ включает в себя не только теоретические дисциплины, но и практические занятия. Практиковались мы и на самих себе, и на студентах университета, и на воспитанниках спортивных школ. Об одном из «уроков» пойдет речь.


В один из дней слушатели школы тренеров были приглашены в гости к заслуженному тренеру России Анатолию Иосифовичу Штейнбоку, который как раз в это время занимался подготовкой команды юношей к финалу спартакиады.


Наши наставники Сергей Николаевич Елевич и Анатолий Иосифович Штейнбок затеяли эксперимент. С этой целью группа из 12 тренеров была поделена на две бригады, каждой из которых досталось по пятерке игроков. «Вот вам игроки, господа тренеры. Даем вам 15 минут времени. Проявите свой профессионализм и попытайтесь за это время их чему-либо научить. А результат вашей работы мы оценим во время учебной двусторонней игры», — примерно такие слова мы услышали от мэтров. Почесав затылки, рьяно принялись за работу. Нарисовали ребятам несложные комбинации, «прокрутили» их на площадке. Время подготовки истекло, началась игра. Конечно же, одна команда выиграла, другая проиграла. Что же до команд тренеров, то проиграли обе. Почему?


Да потому что вместо того, чтобы использовать даже эти 15 минут подготовительной работы, а затем еще и игровое время для обучения мы занимались натаскиванием ребят с целью получить сиюминутный и никому не нужный в данной ситуации результат – выигрыш. Комбинации забудутся, а что останется в сухом остатке? Ничего.


А надо было бы сосредоточиться на обучении какому-либо действию, к примеру, противодействию заслону, наведению на заслон или подстраховке и, что самое главное, добиться выполнения. А если не получается – внести коррективы. Вот она работа тренера в чистом виде.


И ведь пример был перед глазами. Одна разминка у Анатолия Иосифовича чего стоила. Казалось бы, надо готовить команду к старту. А он «тратит» время на массу упражнений, связанных с координацией, обогащением двигательного опыта игроков, зная, что именно это будет определять дальнейшую игровую судьбу игрока, а не умение действовать в «нарисованной» схеме.


Играть по схемам – удел команд мастеров, да и там процесс обучения продолжается, а зачастую начинается.


И тому есть объяснения. Над тренером ДЮСШ довлеет результат. С началом официальных соревнований заканчивается учебный процесс. А сколько он длился? В лучшем случае 4 года (с 1-го по 4-й класс), а дальше понеслось: зоны, полуфиналы, финалы. Едва научив ребенка водить мяч, кое-как передавать его, чуть-чуть сформировав технику броска бросаемся в пучину игрищ, тем самым обрывая обучения. Обрываем его как раз в том возрасте, когда юный баскетболист начинает расти, меняются рычаги, меняется координация, меняется физиология. Но нам уже не до этого.


Доходит до смешного. Девочка или мальчик в игре «ставит» заслон, на который толком-то и навестись никто не может, но она (он) не сойдет с места, пока не выполнит свое задание.


Вот и получаем на выходе игроков, с которыми после окончания ДЮСШ можно начинать работать снова.


Вероятно, не все и не везде так «работают». Но общая картинка в моем восприятии именно такая.


P.S. На одном из семинаров в Москве тренер белградской «Црвена Звезда» Марко Радованович рассказывал, что в Сербии официальных соревнований нет до 14 лет…


Ссылки по теме:


Комментарии

21.10.2010

«Урал-Грейт» (Пермь) vs «Реал» (Мадрид)